Новинки
 
Ближайшие планы
 
Книжная полка
Русская проза
ГУЛаг и диссиденты
Биографии и ЖЗЛ
Публицистика
Серебряный век
Зарубежная проза
Воспоминания
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
Новые имена
 
Статьи
По литературе
ГУЛаг
Эхо войны
Гражданская война
КГБ, ФСБ, Разведка
Разное
 
Периодика
 
Другая литература
 
 
Полезные проекты
 
Наши коллеги
 
О нас
 
 
Рассылка новостей
 
Обратная связь
 
Гостевая книга
 
Форум
 
 
Полезные программы
 
Вопросы и ответы
 
Предупреждение

Поиск по сайту


Сделать стартовой
Добавить в избранное



 

Авдотья (Евдокия) Яковлевна ПАНАЕВА

(1820-1893)

      ПАНАЕВА, АВДОТЬЯ (ЕВДОКИЯ) ЯКОВЛЕВНА (урожд. Брянская, во втором браке Головачева; псевд. Н.Станицкий) (1820–1893), русская писательница. Родилась 31 июля (12 августа) 1820 в Петербурге в семье актеров Александринского театра. Получила домашнее образование, посещала балетный класс Петербургского театрального училища. В 1839 вышла замуж за И.И.Панаева, который, не в силах расстаться с холостяцкими привычками, сделал жизнь будущей писательницы весьма трудной. Красивая, умная и обходительная Панаева привлекала внимание многих гостей панаевского дома, в т.ч. Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова, чьей гражданской женой она стала в 1845. Участие в 1848–1864 в работе журнала «Современник» (ведение отдела мод, чтение корректур и проч.) расширило круг литературных знакомств и привязанностей Панаевой (В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, которого она в числе немногих навещала в Петропавловской крепости, став затем крестной матерью его сына Михаила; Н.А.Добролюбов и братья своего мужа).
      В «Иллюстрированном альманахе» (бесплатном приложении к журналу «Современник») в 1848 опубликовано ее первое и лучшее произведение – автобиографическая повесть Семейство Тальниковых, рассказывающая о казарменно-безлюбовном домашнем воспитании и семейном деспотизме, запрещенная цензурой за «безнравственность и подрыв родительской власти» (затем впервые опубл. в 1928 со вступительной ст. К.И.Чуковского). Совместно с Некрасовым и, возможно, двоюродным братом мужа И.А.Панаевым написала роман Три страны света (отд. изд. 1849), сочетающий любовно-романтические и авантюрные сцены с социально-критической направленностью; при частичном участии Некрасова создан роман Мертвое озеро (1851) о жизни актеров, окончательно определивший принадлежность Панаевой к «натуральной школе», в русле которой были написаны и другие опубликованные в «Современнике» многочисленные произведения, затрагивающие актуальные темы положения женщины, воспитания, семьи, любви и брака.
      Героини рассказов Панаевой (Неосторожное слово, Безобразный муж, оба 1848; Жена часового мастера, Пасека, оба 1849; Необдуманный шаг, 1850, Роман в петербургском полусвете, 1860, и др.) – жертвы неправильных социальных условий, неспособные противостоять им, нередко духовно искажаемые ими. В романе Мелочи жизни (1854) героиня приходит к убеждению в необходимости трудовой деятельности и борьбы с отживающими общественными предрассудками. Женщинам, изуродованным светским воспитанием, писательница противопоставляет цельные натуры, созревшие в деревенской глуши, среди простых, «естественных» людей, ведущих здоровый образ жизни труженика (повесть Степная барышня, 1855, и др.).
      В 1850 в соавторстве с Некрасовым, Д.В.Григоровичем, И.И.Панаевым и др. Панаева создает цикл Рассказы о житейских глупостях
, печатавшийся в «Современнике» в 1850. В 1850-х годах участвует в борьбе «Современника» с дворянским либерализмом (повесть Домашний ад, 1857; роман Русские в Италии, 1858). Круг обозначенных вопросов, дополненных не менее значимыми проблемами жестокости помещиков-крепостников, бедственного положения сельских и городских «низов», равнодушия чиновников, бесплодности аристократически-интеллигентского прекраснодушия, питает и повести Панаевой Воздушные замки (1855), Фантазерка (1864), рассказ Капризная женщина (1850), «физиологический очерк» Железная дорога между Петербургом и Москвою (1855), отмеченные характерными для ее прозы утрированной драматичностью и экзальтацией в сочетании с публицистическими или нравоучительными авторскими отступлениями.
      Одно из значительных произведений Панаевой – роман
Женская доля (1862), в сюжете которого отразились этапы жизни самой писательницы (неудачное замужество, нравственные испытания гражданского брака) и, в духе идей Чернышевского, процесс формирования «новых людей», лишенных домостроевских представлений о месте женщины в обществе и семье, свободных, разумных и уважающих достоинство друг друга.
      После смерти Панаева и разрыва с Некрасовым (одной из причин которого явилась сомнительная и нашумевшая история с многолетней невыплатой писательницей долгов по наследству первой жены Н.П.Огарева, доверенным лицом которой она была) Панаева в 1864 вышла замуж за публициста А.Ф.Головачева, в 1863–1865 – секретаря редакции «Современника», скончавшегося от туберкулеза в 1877, оставив Панаеву с малолетней дочерью, будущей писательницей Е.А.Нагродской (1866–1930), автором популярных в начале 20 в. «женских романов». Чувствуя себя «позабытым автором прошлой литературной эпохи», Панаева жила скудным литературным заработком, печатаясь главным образом в «Ниве» и ее приложении (повесть
История одного таланта, 1888; рассказы Дворняжка, , Сироты, герои которых – петербургские труженики, отчаянно борющиеся с нуждой).
      Сохранившие широкого читателя вплоть до конца 20 в., мемуары Панаевой (Русские писатели и артисты. 1824–1870, 1889, отд. изд. 1890, полное изд. под ред. К.И.Чуковского под назв. Воспоминания, 1927) не лишены фактических неточностей (напр., описание мнимой встречи сотрудников «Современника» с Н.В.Гоголем, обстоятельства создания письма Белинского к Гоголю и ссоры Л.Н.Толстого с И.С.Тургеневым) и полемической тенденциозности (искаженные личной неприязнью характеристики В.П.Боткина, Тургенева, Григоровича), однако отличаются искренностью и занимательностью повествования, предлагая ценный материал для изучения общественной жизни России 1840–1860-х годов и запоминающиеся портреты многих видных деятелей отечественной культуры (в т.ч. Белинского, Добролюбова, Чернышевского, М.С.Щепкина, Т.Н.Грановского, М.А.Бакунина, М.В.Петрашевского, М.И.Глинки, А.Н.Верстовского, А.Е.Варламова).
      Умерла Панаева в Петербурге 30 марта (11 апреля) 1893.
      (Из энциклопедии "Кругосвет")


    "Воспоминания" (в книгу также входит очерк К.Чуковского "Панаева") - прислал Слава Неверов

    Из предисловия К. Чуковского:

          "Авдотья Яковлевна Панаева, написавшая эту книгу, была в течение пятнадцати лет гражданской женой Некрасова. Она деятельно помогала поэту в его редакционных и литературных работах, написала вместе с ним два романа «Три страны света» и «Мертвое озеро». В литературную среду ее ввел ее первый муж, известный журналист Ив.Ив. Панаев. И Некрасов, и Панаев были редакторами «Современника»; таким образом Авдотья Яковлевна имела драгоценную возможность почти ежедневно встречаться с замечательными русскими писателями, сотрудниками этого журнала. За ее столом нередкими гостями были Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов, Писемский, Островский, Григорович. Трудно назвать выдающегося литератора сороковых, пятидесятых или шестидесятых годов, с которым она не была бы знакома. Едва ли был в России другой человек, который мог похвалиться таким обширным знакомством среди исторических русских людей. Многие из них любили ее..."

    Страничка создана 1 сентября 2006.

Rambler's Top100
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768