Новинки
 
Ближайшие планы
 
Книжная полка
Русская проза
ГУЛаг и диссиденты
Биографии и ЖЗЛ
Публицистика
Серебряный век
Зарубежная проза
Воспоминания
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
 
Статьи
По литературе
ГУЛаг
Эхо войны
Гражданская война
КГБ, ФСБ, Разведка
Разное
 
Периодика
 
Другая литература
 
 
Полезные проекты
 
Наши коллеги
 
О нас
 
 
Рассылка новостей
 
Обратная связь
 
Гостевая книга
 
Форум
 
 
Полезные программы
 
Вопросы и ответы
 
Предупреждение

Поиск по сайту


Сделать стартовой
Добавить в избранное




 

Александр Моисеевич Володин (Лившиц)

(1919-2001)

      ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).
      Стихи писал с детства; первая книга — сборник "Рассказы" (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса "Фабричная девчонка" (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — "Пять вечеров" (1959), "В гостях и дома" (1960), "Старшая сестра" (первонач. назв. "Моя старшая сестра", 1961), "Идеалистка" (1962), "Назначение" (1963), "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Кастручча" (1968), "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Ящерица" (1969; пост. 1982), "Мать Иисуса" (1970).
      Характерная для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического жизнеподобия до условности притчи ("Две стрелы", "Ящерица", "Мать Иисуса"), литературного парафраза ("Дульсинея Тобосская") и сатирического гротеска (комедия "Назначение" — о сов. бюрократии; "Кастручча" — антиутопия в духе Дж.Оруэлла и Е.Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. "Пять вечеров", "Старшая сестра") и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. "Назначение", "Кастручча").
      Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: "Пять вечеров" (по собственной пьесе), "Звонят, откройте дверь!" (1965), "Похождения зубного врача" (пост. в 1965 реж. Э.Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), "Дочки-матери" (1974; пост. реж. С.Герасимова, 1975), "Осенний марафон" (пост. в 1979 реж. Г.Данелия).
      В воспоминаниях — книги "Для театра и кино", "Оптимистические записки" (обе 1967), "Записки нетрезвого человека" (1991), — обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
      Умер Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.
      (Из энциклопедии "Кругосвет")

    Цитаты из "Записок нетрезвого человека"

Понял слово испытание. Это значит: послано испытание — совершу грех или нет.

Достоевский писал, что длительная дискриминация усугубляет качества человеческой натуры, как хорошие, так и плохие. Евреи, мне кажется, разделились на две категории, не похожие одна на другую, как негры и эскимосы. Одни — бескорыстные, непрактичные, духовные, и другие — наоборот.

Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нем до конца.

Нынешняя молодежь умнее ли нас, когда мы были молодыми? Да.
Будет ли она счастливей нас? Не думаю.

Полные собою, переполненные собою до краев! Деловые, предприимчивые, валютные, полезные стране люди. Они выхватили глазом то тебя, то меня и косвенно сравнивают с собой, и каждый по-своему наполняется, переполняется еще более. Совками называют они нас. Новыми русскими называем мы их. И вот, ходим между ними, подавленные их ценностью, необходимостью стране, переполненностью собою. И смешим их своими неудачами и своей несообразностью ни с чем.

Мы, разумеется, уже не увидим, как наша страна станет не воровской, не бандитской, достойной. Генералы еще не отдадут свои особняки под казармы. Олигархи еще не отдадут свои особняки — бездомным. При нас власти еще не станут честны перед своим народом. Не увидим этого. Надо просить наших взрослых детей, чтоб рождали нам внуков, может быть, им суждено...


Произведения:

Евгений Перемышлев. О творчестве Александра Володина (полностью публикуется впервые) - май 2004
"Записки нетрезвого человека" (104 kb) - ноябрь 2002
Рассказ "Все наши комплексы" - ноябрь 2002
Записки"Дерзкое величие жизни" - ноябрь 2002
Рассказ "Хосе, Кармен и Автор" (12 kb) - май 2004 - прислал Евгений Перемышлев
Сценарий "Две стрелы" (50 kb) - февраль 2004
Сценарий "Дульсинея Тобосская" (56 kb) - апрель 2004
Сценарий "Мать Иисуса" (39 kb) - апрель 2004
Сценарий "Каково же было их удивление" (19 kb) - май 2004 - прислал Евгений Перемышлев
Сценарий "Ящерица" (25 kb) - июнь 2004 - прислал Евгений Перемышлев
Сценарий "Идеалистка" - в проекте Library.ru
Стихи Александра Володина в библиотеке Davar


Ссылки:

Страничка Александра Володина в Журнальном зале
Евгений Перемышлев. Интервью с А. Володиным "Почему планеты летают так аккуратно?" (полностью публикуется впервые) - апрель 2004
Юлия Кантор. Последнее интервью с А. Володиным "Жизнь - это такое воспоминание" в газете "Известия"

Страничка создана 18 ноября 2002.
Последнее обновление 15 ноября 2004.

Rambler's Top100
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768